ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПСКОВ
proektpskov@e-gmail.ru пишите нам
+7 (909) 408-85-25 звоните нам

Проектирование торговых комплексов

К проектированию торговых комплексов имеются собственные требования, которые следует неукоснительно соблюдать. К основным таким требованиям следует отнести этажность здания. Вряд ли покупателю захочется высоко забираться, чтобы купить какую-либо мелочь или не купить ничего, поэтому, торговые комплексы не проектируются более чем в три этажа. Требования имеются и к пожароустойчивости здания. Все торговые объекты должны обладать 2-й степенью огнестойкости. Так прописано в СНиП.

Конструкции торговых центров являются достаточно сложными и многообразными. В составе такого центра могут находиться сразу несколько торговых предприятий. Например, на одном из этажей может находиться супермаркет, с объектами быстрого питания. На другом этаже может быть расположен магазин промтоваров и ресторан. На третьем этаже – развлекательный центр и кинотеатр. Таким образом, в едином здании располагается торговля промышленными и продуктовыми товарами, наряду с кинотеатром и ресторанами. Следует согласиться, что и конструкция такого здания будет достаточно сложной.

В торговом комплексе, основной задачей проектировщика является решение вопроса о том, каким образом покупатели будут попадать в торговые галереи, каким образом здание будет освещаться, каким образом будет оборудован доступ к торговым прилавкам. Поэтому, любое архитектурно-планировочное решение должно разрабатываться так, чтобы посетитель мог легко ориентироваться в огромном здании, мог легко запоминать внутреннее его расположение.

Большое значение имеет система расположения эскалаторов и траволаторов. Покупатель легко должен перемещаться по торговым галереям, попадая на любой, необходимый ему этаж. Сложность этой задачи определяется тем, что проектировщик обязан совместить удобство этого сервиса и архитектурную концепцию здания, при визуальной привлекательности и функциональности внутренних помещений.

Цокольный этаж.

В большинстве современных торговых комплексов, в цокольном этаже размещаются автомобильные стоянки для покупателей и работников ТРК. Здесь же размещены все складские помещения, зоны погрузки-разгрузки товара.

Первый этаж.

Как правило, на первом этаже располагаются те же складские помещения и крупные супермаркеты, у которых, по бизнес-плану, должна быть самая высокая посещаемость. Все супермаркеты и магазины, которые здесь расположены, обязаны иметь только собственные автономные зоны разгрузки товаров, чтобы не пересекаться с другими торговыми предприятиями и посетителями первого этажа. Также, рекомендуется на первом этаже размещать сеть небольших магазинов, с общей площадью не более 50-200м2. Если имеется такая возможность, в объеме первого этажа размещается антресольный этаж, на котором может быть расположена и производственная зона.

При планировании любого этажа, проектировщики должны учитывать фактор нахождения офисных помещений определенных торговых предприятий, чтобы администрация определенной компании не бегала по «чужим» этажам.

Второй этаж.

При разработке планировочных решений для второго этажа, наиболее удачным признается расположение торговых залов и небольших магазинчиков по всему его периметру. В середине, лучше размещать торговые залы, принадлежащие мировым или известным брендам. Площадь центральных торговых залов может дифференцироваться, в зависимости от важности и популярности бренда и типа его продукции. Каркас торгового центра должен предусматривать возможность изменения нагрузок, в связи с постоянными перепланировками торговых площадей, например, превращения двух магазинов в один и наоборот. В середине можно расположить и большой ресторан.

Верхний этаж.

Для верхнего этажа, наиболее оптимальным считается расположение развлекательной зоны. Здесь можно разместить кинотеатр, кафе, ресторан, ресторан быстрого питания, ряд небольших магазинов. На верхнем этаже неплохо будут выглядеть и административно-хозяйственные помещения для персонала самого торгового комплекса, а не отдельных его субъектов.

Между этажами должна присутствовать связь. Наиболее распространенным видом доставки гостей или грузов принято считать вертикальный транспорт, в сочетании с внутренними закрытыми лестницами. Лестницы необходимо проектировать всегда, поскольку, они выполняют функцию пожарных выходов. Проектироваться они должны, в качестве ребра жесткости несущего каркаса здания. Здесь можно добиться экономии, поскольку, такая система лестничных маршей позволит исключить устройство дополнительных вертикальных связей самого каркаса. Лестничные марши исполнят роль этих связей.

Касаясь вертикального транспорта, то его роль выполняют обычные пассажирские, грузовые лифты, а также, система эскалаторов. Для системы лифтов, машинное отделение должно располагаться внизу.

При проектировании первого этажа, необходимо предусмотреть систему траволаторов, которыми будут пользоваться покупатели с тележками. Загрузочные пандусы необходимо запроектировать на отметке в 120 см от отметки чистого пола.

Если пассажирские лифты проектируются на грузоподъемность в 600-800 кг, то для грузовых лифтов, грузоподъемность должна быть не менее 1000-1500 кг.
Во время проектирования, проектировщик всегда должен учитывать фактор маломобильных групп населения. Это обеспечит возможность посещения такой группой всех уровней торгового комплекса. Все входы следует обеспечить пандусами, а путешествие между этажами – пассажирскими лифтами.

Сам архитектурный проект должен собой представлять единый геометрический объем.

Внешний вид объекта следует разнообразить различными вариантами отделки, с чередованием остекления и глухих поверхностей. Следует активно использовать художественную подсветку. В цокольной части фасада следует использовать облицовку из натурального камня или гранита.

Внутренняя отделка помещений должна учитывать их назначение, психологическое воздействие и восприятие окружающими. Помещения для покупателей и помещения для сотрудников, в данном случае, будут существенно отличаться друг от друга. Ответить на вопросы о параметрах такой отделки смогут профессиональные дизайнеры. Для каждого помещения следует разработать собственный дизайн-проект. Для отделки ресторанов быстрого питания, холлов и различных кафе, рекомендуется использование влагостойких отделочных материалов, а для покрытий пола – материалов с повышенной износостойкостью.

В качестве примера:

1. Для покрытия полов – керамогранит;
2. Для покрытия стен – фактурная штукатурка, с последующей окраской, либо высококачественная окраска;
3. Потолки могут быть модульными, подвесными, подшивными.

Проектирование залов кинотеатров должно учитывать жесткие требования по звукоизоляции и акустике.